Автономная некоммерческая культурно-просветительская организация «ТОЧКА РОСТА»
Сейчас мы находимся в процессе переноса и актуализации информации, часть материалов может быть недоступна.
680000 Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 4 офис 513
  1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Мы так работаем
  4. Содержательный отчет об организации конкурса социальных мини-проектов в муниципальных образованиях Хабаровского края, инициированного в рамках проекта «Служба сопровождения гражданских инициатив: управление изменениями» РЦ «ТОЧКА РОСТА» в 2019-2020 гг.

Содержательный отчет об организации конкурса социальных мини-проектов в муниципальных образованиях Хабаровского края, инициированного в рамках проекта «Служба сопровождения гражданских инициатив: управление изменениями» РЦ «ТОЧКА РОСТА» в 2019-2020 гг.

Май 4, 2021 Просмотров: 298

Согласно календарному плану мероприятий проекта «Служба сопровождения гражданских инициатив: управление изменениями», с января по апрель 2020 г. сотрудниками организации были проведены конкурсы социальных мини-проектов на территориях Хабаровского края, в которых работают муниципальные ресурсные центры. Конкурсы проводились «встык» с проектными мастерскими по обучению представителей НКО, ТОС, инициативных групп граждан пяти территорий Хабаровского края. А именно: на территориях Нанайского, Николаевского, Верхнебуреинского и Ванинского районов и в городе Комсомольске-на-Амуре. Следует отметить, что в конкурсе на территории Ванинского района участвовали представители соседнего Советско-Гаванского района, а в г. Комсомольске-на-Амуре присутствовали представители Солнечного, Амурского, Комсомольского районов. Тем самых география участников конкурса была довольно обширной.

В итоге, на каждой из пяти территории было разработано и представлено к публичной защите не менее 10 социальных мини-проектов. В итоге, на суд членов жюри конкурса было вынесено 57 мини-проектов, при запланированном показателе не менее 50.

https://www.facebook.com/groups/trosta/permalink/2636518043233956

Что касается тематических направлений представленных социальных мини-проектов, то можно отметить следующее. Большинство проектов было по направлению «Работа с людьми с ОВЗ, детьми-сиротами, ветеранами, онкобольными» - 16 проектов.

Следующей по популярности было направление «Культура и досуг», которое было представлено 15 проектами.

В направлении «Образование, просвещение» было подготовлено 13 проектов.

Замыкало четвёрку лидирующих направлений «Спорт, и здоровый образ жизни» - представлено 7 проектами.

Кроме того, на конкурс были заявлены социальные проекты по направлениям «Экология», «Развитие добровольчества (волонтёрства)», «Ресурсная поддержка гражданских активистов и НКО».

Важно, что основной целевой группой мини-проектов являются дети.

Можно отметить некие тенденции в территориях. Так, в 4-х малых территориях (до 50 тыс. жителей) большинство проектов были представлены по направлениям «Образование, просвещение» и «Культура, досуг», тогда как в крупном городе Комсомольске-на-Амуре (до 260 тыс. жителей) основной тематикой проектов стала «Работа с людьми с ОВЗ, детьми-сиротами, ветеранами, онкобольными». По-прежнему в малых и труднодоступных территориях актуальна потребность в расширении доступа к услугам образования и содержательного досуга детей и взрослых.

Жюри формировалось на каждой отдельно взятой территории и состояло из представителей органов местного самоуправления, представительных органов власти, бизнес-сообщества, краевых ресурсных центров. Уровень экспертности жюри был высоким: это и заместители глав администраций районов края, начальники отделов и управлений, депутаты представительных органов власти, представители среднего и мелкого бизнес-сообщества, представители региональных ресурсных центров, районных средств массовой информации.

По итогам конкурсов было определено 20 победителей (при контрольном показателе не менее 15) из числа НКО и инициативных групп граждан, которым было предложено реализовать свои проекты при сопровождении представителей муниципальных РЦ. В свою очередь, наставниками специалистов муниципальных РЦ выступили эксперты нашей организации. «ТОЧКА РОСТА» обеспечивала оплату расходов на реализацию мини-проектов (оплата работ, услуг, оборудования, материалов).

 Победителями конкурсов мини-проектов стали гражданские инициативы на запланированную сумму для поддержки и сопровождения в размере 450 000 рублей:

 Нанайский район (январь 2020): 3 социальных мини-проектов на сумму 89 200 руб.

1.      Мини-проект«Ледовая дружина».

2.      Мини-проект«Мы этой памяти верны».

3.      Мини-проект«Социальная парикмахерская».

 Николаевский район (январь 2020): 3 социальных мини-проектов на сумму 90 000 руб.

1.      Мини-проект«Амурские сказки».

2.      Мини-проект«Хороводомания».

3.      Мини-проект«Творчество без границ».

 г. Комсомольск-на-Амуре (февраль 2020): 4 социальных мини-проекта на сумму 108 500 руб.

1.       Мини-проект «По дорогам памяти».

2.      Мини-проект «Гимнастический конь».

3.      Мини-проект «Экодвижение».

4.      Мини-проект «Инклюзивный курс семейнойкуклотерапии»

 Верхнебуреинский район (март 2020): 5 социальных мини-проектов на сумму 89 250 руб.

1.      Мини-проект«Тандем поколений».

2.      Мини-проект«Жизнь – это песня».

3.       Мини-проект«Большой друг».

4.      Мини-проект«Волшебный амулет».

5.      Мини-проект «Уличный интеллект».

 Ванинский район (апрель 2020): 5 социальных мини-проектов на сумму 84 800 руб.

1.      Мини-проект«Игротека в библиотеке»

2.      Мини-проект«Мастерская творчества – мы вместе»

3.      Мини-проектКлуб английского языка «Kids love English»

4.      Мини-проект «Важнейший навык XX века: учимся дружить, играя»

5.      Мини-проект«Вселенная спорта в маленькой игре»

 Пандемия «Covid-19» внесла свои коррективы в планы и жизнь людей: 3 социальных мини-проекта из проектов-победителей не были реализованы по различным причинам (отъезд руководителя мини-проекта на другое постоянное место жительства, болезнь, смена места работы). Тем не менее, 17 социальных мини-проектов были успешно исполнены на территории Хабаровского края. Несмотря на то, что их реализация шла непросто, с перерывами в условиях ограничений на проведение массовых мероприятий.

 Таким образом, была оказана поддержка и обеспечено сопровождение 17 социальным мини-проектам на общую сумму 416 300 руб. при софинансировании в объеме 457 853 рубля (что составляет 110% от средств поддержки). Фактически на каждый вложенный 1 рубль был привлечён ещё 1 рубль 10 копеек.

  Итоги реализации социальных мини-проектов на территории Хабаровского края.

1.    Проект «Тандем поколений» п. Новый Ургал

Проект направлен на организацию семейного интеллектуально-спортивного досуга п. Новый Ургал через шахматные игры.

В настоящее время в Центре внешкольной работы п. Новый Ургал (6 тыс. населения) функционирует объединение «Шахматы», которое пользуется большим спросом, в нём занимается 48 учащихся. Они участвуют в конкурсах местного, регионального, федерального уровней, показывают высокие результаты. Наблюдается и повышенный интерес к игре в шахматы среди родителей учащихся для совместных занятий с детьми. По опросам, чуть более 50% родителей учащихся не умеют играть в шахматы, но хотели бы научиться. Учреждение не может обучить родителей, так как это не предусмотрено муниципальным заданием, и учреждение на данный момент не располагает необходимой материально-технической базой. Объединившись в инициативную группу, энтузиасты в партнёрстве со специалистами МБУО «Центр внешкольной работы» организовали для семей учащихся объединения «Шахматы» - интеллектуально-спортивный досуг, тем самым способствуя сплочению семьи и развитию молодого поколения.

Для обучения игре в шахматы сформирована группа из 15 родителей, не обладающих умениями игры в шахматы, но чьи дети посещают объединение «Шахматы» Центра внешкольной работы п. Новый Ургал. Созданы условия для их обучения и организованы обучающие мероприятия и мастер-классы. По итогу обучающих мероприятий организаторами проекта были проведены совместные интеллектуальные игры между родителями и детьми, а также организован совместный шахматный турнир. В итоге, 80% группы обучающихся родителей научились игре в шахматы, играют с детьми                       и вовлечены в совместные семейные мероприятия по шахматам. В 2 раза выросла популярность шахматного спорта среди детско-родительской общественности поселка Новый Ургал Верхнебуреинского района.

 2.    Проект «Клуб английского языка «Kids love English» п. Ванино

Проект направлен на организацию интеллектуального досуга детей 8-10 лет СОШ № 2 п. Ванино, вовлечение их в изучение иностранного языка через организацию клуба английского языка «Kids love English».

С 2020 года английский язык введен как обязательный предмет при сдаче ЕГЭ, что добавляет беспокойство всем, кто заинтересован в хорошем уровне знаний. По данным школьной статистики только 10 детей из 40 учащихся 2-3 классов школы № 2 п. Ванино осваивают первичные знания английского алфавита, чтения, понимания, запоминания на «отлично». Таким образом, 75% детей нуждаются в помощи по усвоению знаний английского языка по школьной программе. Такую помощь команда проекта предложила осуществить с детьми начальной школы в игровой форме в летнее время.

В итоге, сформирована группа детей младшего школьного возраста из 12 человек. Созданы условия для организации развивающих занятий (приобретены материалы, игры, инвентарь, подарки детям, разработан тест проверки уровня знаний детей, разработано 9 тематических мероприятий (занятий). Провели на английском языке 9 игровых занятий по 1ч. Каждое - в свободное от уроков время по определенной тематике.

По отзывам родителей: дети-участники проекта улучшили навыки межличностной коммуникации в процессе обучающих игр, преодолели языковый барьер, у них повысился интерес к английскому. По результатам тестирования, у 75% детей (участников группы) уровень знаний английского языка стал выше после посещения игровых занятий. 6 детей выразили желание стать постоянными участниками английского клуба «Kids love English».

 3.    Проект «Большой друг» п. Новый Ургал

Проект направлен на создание условий для формирования семейных ценностей у воспитанников детского дома через тесное общение и совместную деятельность со взрослыми наставниками из числа жителей п. Новый Ургал.

Все дети должны и имеют право воспитываться в семье, но не каждому выпадает такая возможность, так как детей из детского дома в семью берут крайне редко. Поэтому ребенку необходим значимый взрослый, на которого он мог бы положиться в трудной ситуации, и который стал бы для него примером для подражания. Наставничество – особая форма отношений с ребенком. Наставник – взрослый, который работает с одним ребенком и помогает ему состояться в жизни. В п. Новый Ургал находится организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данное время в детском доме проживает 20 детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. За последние 5 лет только 20% детей были переданы под опеку и попечительство, это были дети дошкольного и младшего школьного возрастов.

В рамках проекта, после запуска подготовленного видеоролика в социальных сетях о жизни воспитанников в детском доме, с целью проинформировать жителей п. Новый Ургал о данном проекте и сформировать группу желающих стать наставниками для воспитанников детского дома, был организован круглый стол с потенциальными наставниками. Был организован совместный тренинг наставников и воспитанников на установление контактов и общих интересов. Для более тесного знакомства и сплочения интересов, был организован ряд мероприятий с совместным участие в подготовке и проведении воспитанников и наставников. По результатам анкетирования у 25 % детей, находящихся без попечения родителей, после проведённых мероприятий проекта повысился уровень коммуникации и доверия к наставникам. Проект перешел в устойчивую программу в учреждении «Детский дом № 17» и реализуется на постоянной основе.

 4.    Проект «Вселенная спорта в маленькой игре» п. Ванино

Проект направлен на реабилитацию и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающими на территории Ванинского района (пос. Ванино, пос. Токи, пос. Монгохто, пос. Октябрьский), путем вовлечения их в занятия адаптивной физкультурой через организацию регулярных игр по параолимпийской игре Бочча.

По данным статистики число детей-инвалидов на территории Ванинского района на 1 января 2020г. составляет 140 человек. Однако секции для занятий адаптированным спортом в Ванинском районе отсутствуют. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата или другими физическими нарушениями не имеют возможности регулярно заниматься адаптированным спортом.

Сегодня игра Бочча помогает тысячам людей по всему миру заново обрести смысл жизни, ведь она является активно развивающимся видом спорта для игроков с тяжелейшими формами поражения центральной нервной системы и травм позвоночника, воздействует на физическое развитие и состояние организма игроков, влияет на их настроение и самосознание. Участие в спортивных тренировках, доступных для колясочников, способно устранить дефицит общения со сверстниками, который испытывают дети с инвалидностью. Более того, игра Бочча открывает таким детям двери для участия в региональных, российских и международных соревнованиях, а это: выезды в другие города и страны, общение с новыми людьми, возможность посмотреть мир своими собственными глазами, а не через маленький экран телевизора у себя дома.

После формирования группы детей с инвалидностью и создания условий для организации паралимпийской игры Бочча, были организованы регулярные занятия и соревнования для детей-инвалидов Ванинского района (п. Монгохто, п. Токи, п. Октябрьский, п. Ванино). 100% детей-участников проекта попробовали себя в паралимпийском виде спорта, раскрыть свой потенциал. По результатам опроса детей и родителей, участников проекта, более 80% детей, поверили в себя, в свои силы и планируют продолжить развитие.

5.      Проект «Мастерская творчества – мы вместе»

Проект направлен на содействие социализации детей с ОВЗ, детей инвалидов от 7 до 18 лет и инвалидов – взрослых, с ограниченными возможностями передвижения, проживающими в п. Ванино через технологию социальной терапии, включающую их активное вовлечение в творческую деятельность.

Команда проекта считает недостаточной включенность инвалидов (детей и взрослых) в социально-культурные мероприятия, проводимые на территории п. Ванино. По статистическим данным КГКУ «Социальный центр обслуживания населения по Ванинскому району», на территории поселка проживает 43 инвалида разных возрастов, которые   нуждаются в социальной терапии и могут участвовать в различных видах творческой деятельности. В настоящее время большинство мероприятий изобразительного, самодеятельного творчества и декоративно-прикладного искусства для инвалидов проводятся редко, преимущественно на специализированных площадках интерната и реабилитационного центра, что недостаточно для компенсации или выравнивания социального статуса инвалидов в обществе и их социализации. Творчество инвалидов не представлено наравне с творчеством других участников в выставках-ярмарках, конкурсах, фестивалях. Происходит это во многом из-за того, что у инвалидов нет достаточных навыков, они стесняются своего скромного опыта, у них отсутствуют творческие наставники, которые могли бы стать проводниками в местную творческую среду.

После формирования группы 15 детей с ОВЗ, детей инвалидов от 7 до 18 лет для участия в занятиях прикладного творчества, подготовки помещения, закупки материалов для организации творческих мастерских, была проведена серия тематических мастер-классов (по изготовлению праздничных открыток, к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, по изготовлению нагрудных медалей с применением стилизованных элементов орнамента народов Приамурья). Особое внимание в проекте было отведено проведению инклюзивных занятий с инвалидами-колясочниками, проживающими в п. Ванино. Участники проекта были обеспечены сырьем и фурнитурой для творчества. Занятия проводились по технике вязания крючком и авторской программе по национальной вышивке с применением национального орнамента КМНС (этническая группа - орочи), проживающих в Ванинском районе. По итогам проекта, работы участников проекта были представлены на районных выставках, выставках-ярмарках.

По результатам опроса, участники проекта, несмотря на ограничения по здоровью, поверили в свои творческие силы, почувствовали себя включенными в общественно значимые мероприятия поселка, увидели перспективу дальнейшего развития своих навыков художественного ремесла.

80% участников проекта были вовлечены в общественную жизнь поселка, что способствовало их интеграции в местное сообщество. Около 50% участников проекта поверили в перспективу дальнейшего развития своих навыков художественного ремесла. 90% благополучателей проекта удовлетворены участием в активной творческой деятельности.

 6.    Проект «Игротека в библиотеке»

Проект направлен на создание условий для проведения интеллектуального досуга детей и подростков п. Ванино и их вовлечение в позитивную, активную жизнь через занятия настольными играми.

Отсутствие востребованных видов интеллектуального досуга среди детей и подростков 7-13 лет в п. Ванино (18 тыс. населения). Многие ребята слышали про современные настольные игры, но далеко не у всех была возможность в них играть и пробовать себя в качестве игрока или ведущего. Настольных игр нет в продаже в поселке и стоимость их не малая, потому позволить иметь в наличие игры может далеко не каждая семья. Кроме того, отсутствие у подростков умений живого общения (в том числе в связи с зависимостью от компьютерных игр) подавляет интерес к обычным интеллектуальным, настольным, подвижным играм и контактам со сверстниками, отодвигает у подростков период взросления и принятие взрослых решений. Все это сподвигло инициативную группу подготовить и реализовать проект «Игротека в библиотеке».

После формирования устойчивой группы детей 7-13 лет, желающих научиться играть в интеллектуальные настольные игры, и создание условий для обучения, была организована серия тренировочных занятий по настольным играм. Для участников проекта была создана игровая, постоянно действующая площадка на базе районной библиотеки п. Ванино. После формирования команд из числа детей и подростков-участников проекта, была организована серия увлекательных турниров по интеллектуальным настольным играм.

Такими образом, за период проекта интеллектуальный досуг был организован для 39 детей и подростков п. Ванино. Дети и родители оставили положительные отзывы об организованных играх, занятиях и турнирах. Деятельность детей поселка стала более разнообразной, особенно в период каникул.

 7.    Проект «Волшебный амулет»

Проект направлен на социализацию воспитанников КГКУ «Детский дом № 17», через работу в творческой мастерской по обработке древесины, бересты и других природных материалов.

Проблема социализации воспитанников интернатных учреждений остается актуальной на сегодняшний день, единых механизмов решения данной проблемы нет, поскольку, как и кровные дети, воспитанники детского дома индивидуальны и требуют индивидуальный подход к воспитанию. Одним из важных компонентов социализации воспитанников является трудовая адаптация, которая им необходима для взрослой жизни.

Команда проекта предлагает данное направление сделать творческим и с нотками волшебства, через знакомство с «магической» силой амулетов и оберегов, и их изготовление. Таким образом, воспитанники детского дома № 17 п. Новый Ургал Верхнебуреинского района в почти сказочной форме обучатся владеть частью инструментов для обработки древесины, бересты и других природных материалов и смогут продемонстрировать собственноручные изделия на ярмарках и выставках, приобретя новый навык.

В связи с тем, что воспитанники детского дома п. Новый Ургал были переданы во временное проживание в семьи на период карантинных мер в связи с пандемией Covid-19, мероприятия проекта были перенесены на август-октябрь 2020 г.

В процессе работы над проектом для 10 воспитанников были организованы беседы о видах амулетов и оберегов, познакомились с легендами народов Севера о магической силе амулетов, узнали, как изготавливаются амулеты. Пройдя основы по технике безопасности и правил поведения в слесарной мастерской, воспитанники были допущены до практических занятий по изготовлению оберегов вместе с наставником. На сайте детского дома № 17 выставлены фотографии работ детей и подростков, некоторые изделия также были продемонстрированы на площадке «Гражданские смотрины».

8.      Проект «Жизнь – это песня»

Проект направлен на создание условий для раскрытия вокального потенциала детей от 4-х до 14-ти лет, проживающих в таёжном поселке Эльга (300 чел. население).

В отдаленном таёжном поселке Эльга проживают 20 детей в возрасте 4-14 лет, из них 1/2 часть привлечена к вокальной кружковой деятельности на базе сельского клуба (т.к. в поселке отсутствуют детский сад, школа и т.д.). В целом, можно сказать, что в поселке особо нет альтернативы для досуговой деятельности детей. Но и тех, оставшихся ребятишек, которые тоже хотят заниматься вокалом, специалисты клуба не имеют возможности принять по причине отсутствия технической возможности (недостаточно микрофонов, нет звуковой аппаратуры хорошего качества).

В то же время мы понимаем какую пользу приносят детям занятия вокалом. Такие занятия помогут ребенку не только раскрыть свой творческий потенциал, но и улучшить память, приобрести уверенность (за счет выступления на публике), развить коммуникативные навыки (при общении с другими детьми, а также взрослыми).

В ходе встречи с родителями и детьми команда проекта рассказала о том, почему занятия вокалом полезны для детей, а также была продемонстрирована познавательная презентация о пользе пения для детей. На прослушивании ребятам и их родителям были даны рекомендации о правильном поддержании речевого аппарата, а также рассказано о лечебной методике Аллы Стрельниковой и продемонстрированы некоторые виды упражнений по методике.

На организованных групповых и индивидуальных репетициях 10 участникам проекта в возрасте от 4 до 14 лет помогали выбирать вокальные произведения для участия в культурно-массовых мероприятиях поселка и в караоке-конкурсе, а также проводили вводные репетиции по отобранным произведениям. В течение реализации проекта благополучатели приняли участие в 2-х культурно-массовых праздничных мероприятиях и в поселковом караоке-конкурсе. А в завершении проекта, победителям караоке-конкурса было предложено выступить с сольными номерами на торжественном концерте в честь для рождения Хабаровского края. Реализация проекта проходила на базе сельского клуба посёлка Эльга, любезно предоставленного руководством Клуба.

9.      Проект «Гимнастический конь»

Проект направлен на создание секции адаптивной верховой езды для детей с интеллектуальными нарушениями в рамках дополнительного образования при КГКОУ, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №1».

В проекте «Гимнастический конь» приняли участие 10 Детей с интеллектуальными нарушениями, в возрасте 12-13 лет, учащиеся КГКОУ, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №1». В рамках проекта детям была разъяснена техника безопасности при общении с лошадьми, показана презентация в стенах школы о том, что такое адаптивная верховая езда и как проходят верховые занятия, а также проведена ознакомительная экскурсия на территории конного центра, на которой ребята познакомились с лошадьми, задали интересующие их вопросы, поучаствовали в уходе и кормлении животных. Было проведено 10 оздоровительно-развивающих занятий для 10 детей с ментальными нарушениями, обучающимися в коррекционной школе №1 с целью улучшения их двигательно-координационных способностей и общей физической подготовки в рамках секции адаптивной верховой езды, с участием 2-х специалистов (учителя физической культуры Ведерникова И.В. и инструктора по иппотерапии Кузнецова К.В.). Занятия проводились на 2-х лошадях. 5 июля был проведен итоговый конно-спортивный фестиваль, на котором присутствовало дети с интеллектуальными нарушениями. На фестивале дети продемонстрировали свои приобретенные умения и навыки верховой езды и выполнения гимнастических упражнений. В фестивале также приняли участие волонтеры движения «Книжки на дом», организовав шоу мыльных пузырей, шариковое моделирование и чтение книг по методу библиотерапии. 10 детей с интеллектуальными нарушениями приняли участие в конных соревнованиях и были награждены медалями и ценными призами. Таким образом, в процессе реализации проекта была решена проблема с недостаточным количеством спортивных секций, специалистов и материально-техническим оснащением спортивных секций при КГКОУ, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №1».

 10. Проект «Инклюзивный курс семейной куклотерапии»

Проект направлен на оказание позитивного влияния на качество жизни семей, воспитывающих детей с ментальными расстройствами: через вовлечение их в полезное семейное времяпровождение, укрепление детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.

В проекте приняли участие 8 семей с детьми с ментальными расстройствами здоровья в возрасте от 10 до 16 лет. В рамках проекта для семей были организованы познавательно-игровые занятия «Театр теней», мастер-классы по изготовлению пальчиковых кукол, перчаточных кукол, куклы-марионетки, а затем организованы были театрализованные игры, мастер-классы с этими куклами, постановки мини-спектаклей с использованием изготовленных кукол. На итоговом мероприятии участники проекта подсчитали, что все вместе они сделали 61 куклу и обыграли 8 литературных произведений, приняли участие в организации 6 творческих мероприятий. Привлекли к участию в проекте 40% от проинформированных семей с детьми с ментальными нарушениями здоровья центрального района г. Комсомольска-на-Амуре. Проект получил свое продолжение. В развитие семейного театра авторы разработали новый проект, который участвовал в «Круге благотворителей», прошедшем в г. Комсомольске-на-Амуре 18 марта 2021 года. На проект было собрано более 140 тысяч рублей.

 11.     Проект «Экодвижение»

Проект направлен на вовлечение студентов КнАГУ (Технический Университет) в эковолонтерство и улучшение экологической обстановки в ряде микрорайонов гор. Комсомольска–на–Амуре.

Проблема загрязнения окружающей среды сегодня не требует обоснования. О ней много говорят, но не так много делают для ее устранения. Решение вопросов экологии для жителей города Комсомольска-на-Амуре стоит на 5 месте по значимости и важности. Об этом говорят результаты опроса, проведенного в 2020 году специалистами АНКПО «Точка роста». Очевидным решением могут стать регулярные субботники и другие экологические мероприятия. Вместе с тем, мы понимаем, что решить проблему загрязнения окружающей среды бытовым мусором только уборками и субботниками довольно сложно. Большую часть бытовых отходов составляет пластик, который долго не разлагается и способен выделять токсины, опасные для людей и животных. Поэтому важно донести до людей реальные риски от бездумного употребления пластика, простые правила экологичного поведения в быту, направленные на снижение бытовых отходов и потребление одноразового пластика.

Занимаясь решением этих вопросов, мы поняли, что собрать людей на экологические акции часто бывает сложно, при этом неравнодушных к проблеме загрязнения улиц города бытовым мусором достаточно много. Это показывает результат опроса волонтеров в КнАГУ (47% опрошенных студентов, выразили готовность поддерживать экологические акции). Вместе с тем, анализируя структуру органов самоуправления https://knastu.ru/page/2014 и список студенческих коллективов в КнАГУ https://knastu.ru/page/1068 https://knastu.ru/page/2155, мы пришли к выводу об отсутствии команд, занимающихся вопросами экологии на постоянной основе. Выходом мы видим создание команды активистов из числа студенческой молодежи.

Организаторы и исполнители социального мини-проекта стали – члены студенческого волонтерского клуба «Аспект» в КнАГУ.

В августе 2020 года была окончательно сформирована команда волонтеров ЭКОдвижения КнАГУ из 20 студентов-волонтеров, которые стали организаторами мероприятий по проекту. В задачи волонтеров входило: создание сценариев, подготовка помещений, проведение мероприятий, участие в субботниках, акциях и др.

Результатами проекта стали:

- Вовлечение 130 активных участников мероприятий (интеллектуальная игра 62, мастер-классы-68).

- Привлечение 15 зрителей на мероприятиях (интеллектуальная игра, мастер-классы).

- Вовлечение 46 волонтеров для организации и проведение уборки территорий города.

- Информирование о проблемах экологии, о проекте и его мероприятиях, не менее 300 человек жителей города.

- Очистка от мусора 3 крупных территорий города Комсомольска-на-Амуре.

- Съёмка 17 фото репортажей и 4 видеорепортажей о событиях в проекте, размещено 17 познавательных заметок и постов, 1 заметка в студенческой газете «УЖ». Вся эта информация размещена в социальных сетях проекта, вуза, СВК «АСПЕКТ» и на сайте КнАГУ.

- Повышение экологической активности у волонтеров КнАГУ в семь раз (результаты регистрации волонтеров и увеличение численного состава экологического направления в волонтерском клубе «Аспект» составили 27 человек).

- 100% от запланированных к уборке территорий микрорайонов города были очищены от мусора силами эковолонтёров из числа студентов КнАГУ (фото и видео отчеты, репортажи посты в социальных сетях).

- Заинтересованность более 80% участников акции во внедрении в свою жизнь полезных и безопасных для окружающей среды продуктов и предметов быта (результаты опроса участников и зрителей интеллектуальной игры и мастер-классов).

- Снижение употребления пластиковых пакетов на 80% у участников акции «Жизнь без пластика» и их близких (результаты опроса участников и зрителей интеллектуальной игры и мастер-классов).

 12.              Проект «Ледовая дружина»

Проект направлен на вовлечение и поддержание интереса к занятиям спортом (хоккеем с шайбой) детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей группы риска, проживающих в Найхинском сельском поселении Нанайского муниципального района.

Занятость молодежи в селе – проблема повсеместная. Дети, не имея возможности с пользой организовать своё время, сидят в гаджетах или подвергаются негативному влиянию (злоупотребление алкоголя, курение, правонарушения). Наше село – не исключение. В с. Найхин недостаточно развита инфраструктура для занятий не только массовым спортом, но и другими полезными увлечениями. Занятия хоккеем для сельских ребят – отдушина среди серых будней. Для популяризации хоккея среди детей и взрослых мы приглашаем детей из приемных семей, детей группы риска, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые обычно предоставлены сами себе.

Инициативной группой в составе 4 педагогов и тренеров с. Найхин Нанайского района в период с 30.01.2020 г. 07.03.2020 г. на базе Детского дома № 37 реализовали на территории поселения социальный мини-проект «Ледовая дружина» с целью вовлечения и поддержания интереса к занятиям спортом (хоккеем с шайбой) детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей группы риска, проживающих в Найхинском сельском поселении.

За время реализации:

ü    Инструктором по спорту было проведено 10 занятий по ОФП, 5 теоретических и 21 тренировочное занятие.

ü    Изначально заинтересовались и пришли на обучение игре в хоккей с шайбой 12 ребят из села и 14 воспитанников детского дома в возрасте от 7 до 15 лет.

ü    Продолжили посещать тренировки на постоянной основе – 85% ребят из села Найхин, пришедших на обучение в рамках проекта (24 человека).

ü    Проведено 2 мастер-класса по хоккею с шайбой для родителей и детей (с участием 5 родителей).

ü    Был проведен семейный хоккейный фестиваль с участием 52 человек, включая зрителей и организаторов.

ü    Команда воспитанников, посещающих занятия по хоккею, приняла участие в фестивале зимних видов спорта в с. Троицкое, где заняла первое место в соревнованиях по хоккею с шайбой.

Команда проекта считает, что цель, поставленная в начале проекта, была нами достигнута. Показателем для этого можно считать большой процент ребят, регулярно посещающих тренировки, успешное выступление на соревнованиях, на фестивале. Занятия хоккеем были востребованы после окончания проекта, ребята занимались до наступления весны.

13. Проект «Мы этой памяти верны»

Проект «Мы этой памяти верны» был реализован в селе Найхин Нанайского муниципального района в период с января по октябрь 2020 года. Проект направлен на повышение у подрастающего поколения, жителей Нанайского района, Хабаровского края уровня знаний об историко-культурном наследии «Малой Родины».

Исполнителями проекта выступили волонтёры школы во главе с педагогами МБОУ СОШ с. Найхин.

Главная цель проекта: Сохранение исторической памяти о подвигах героев-земляков в годы Великой Отечественной войны, через вовлечение учащихся МБОУ СОШ с. Найхин 11-17 лет в волонтёрскую деятельность.

В период реализации проекта были определены и достигнуты основные задачи, такие как:

- вовлечение учащихся школы с. Найхин в процесс актуализации и систематизации информации о героях-земляках Нанайского муниципального района.

- повышение у подрастающего поколения, жителей Нанайского района, Хабаровского края уровня знаний об историко-культурном наследии своей «Малой Родины».

Целевой аудиторией проекта стали школьники, жители района, учащиеся МБОУ СОШ с. Найхин в составе 10 человек в возрасте 11-17 лет.

Общий бюджет проекта составлял 42654 рубля. Основная часть средств – 30,0 тыс. рублей была потрачена на приобретение формы для волонтёров, изготовление выставочных стендов, изготовление календарей, блокнотов, ручек, с логотипом празднования 75 годовщины Победы в Великой Отечественной войне, наградных материалов. Собственные средства в размере 12654 рублей израсходованы на изготовление баннера и оплату труда сотрудников осуществляющих сопровождение проекта.

Основные мероприятия проекта были проведены в установленные сроки:

Январь-май 2020 г. – создана волонтёрская группа из учащихся МБОУ СОШ с. Найхин в количестве 10 человек во главе с педагогом Глушаниной Ольгой Филипповной. Определено и подготовлено место реализации проекта (МБОУ СОШ с. Найхин). Обобщен и подготовлен презентационных материал для размещения на Яндекс.диске с опубликованием ссылок в социальной сети «Instagram» о героях-земляках Нанайского муниципального района, культурно-просветительскую программу «Герои Отечества».

 Июнь-август 2020 г. – подготовлены силами членов волонтёрского отряда информационно-рекламные материала по теме проекта для распространения среди учащихся школ, жителей Найхинского сельского поселения, Нанайского района.

 Сентябрь-октябрь 2020 г. – организованы и проведены информационно-просветительские выставки на мероприятиях посвящённым памятным датам, Великой Отечественной войны 1941-1945 года для ознакомления с материалами экспозиции школьного музея с. Найхин, посвящённого участию героев-земляков в событиях Великой Отечественной войны.  

Проект «Мы этой памяти верны» оказался очень важен для учащихся МБОУ СОШ с. Найхин, жителей Найхинского сельского поселения, Нанайского района населения.

Сформировано волонтёрское объединение учащихся с. Найхин в количестве 10 человек. Изготовлен один баннер, четыре мобильных выставочных стенда, изготовлены и розданы 250 буклетов о мероприятии «Герои Отечества», календари, ручки, блокноты.

Была организована и проведена акция в социальной сети «Instagram» культурно-просветительское мероприятие.

Волонтёрским отрядом было проведено исследование, восстановлены и систематизированы материалы музея МБОУ СОШ с. Найхин о директоре школы Медведеве В.С., десятиклассниках школы, ушедших на фронт в 1942 году, описана их судьба и нелёгкий боевой путь. Члены волонтёрского отряда приобрели навыки работы с архивными документами, встречались с родственниками 10-классников для сбора информации, работали с материалами сайтов «Память народа», «Подвиг народа», книгами памяти Хабаровского края, Нанайского района, ресурсами Интернет.

Волонтёры школы приняли активное участие во всероссийских акциях «Окна Победы», «Свеча памяти», «Дерево Победы», «Бессмертный полк», Всероссийский конкурс чтецов «Помнит сердце, не забудет никогда» к Победе, других акциях и конкурсах посвящённых 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., привлекли к участию в этих мероприятиях учащихся школы и педагогов.

Приобретённые навыки поисково-исследовательской работы, опыт в организации общешкольных мероприятий, безусловно, помогут в гражданско-патриотическом становлении личности ребят, в дальнейшей жизни, послужат толчком к их профессиональному самоопределению.

Всего было опубликовано 28 постов в социальной сети «Instagram», размещены документальные материалы на Яндекс.диске с опубликованием ссылок в социальной сети «Одноклассники».  

Проект как технология может с успехом тиражироваться в любом населенном пункте, участникам достаточно иметь необходимые умения и мотивацию к действию.

14. Проект «Социальная парикмахерская»

Проект направлен на оказание содействия в профориентации и получении начальных навыков парикмахерского профессионального мастерства учащимися старших классов национального села Троицкое через оказание парикмахерских услуг населению пенсионного возраста и людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Проект «Социальная парикмахерская» был реализован в селе Троицкое Нанайского муниципального района в период с января по март 2020 года. Проект направлен на оказание бесплатных парикмахерских услуг пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным гражданам. Исполнителями проекта выступила инициативная группа школьников старших классов с инициативной группой педагогов дополнительного образования с. Троицкое.

В селе Троицкое с количеством населения более 4000 жителей имеется всего один парикмахерский салон, в который сложно попасть из-за очереди (при этом, цена на услуги салона – высокая, и услуги не всем доступны). В то же время в селе существует мало возможностей для старшеклассников общеобразовательной школы получить профессию или пройти профориентационные курсы, так как не только в Троицком, но и в муниципальном районе в целом, отсутствуют профессионально-технические учебные заведения и учебные центры.

Инициативная группа из 12 учащихся старших классов во главе с педагогом дополнительного образования провела среди жителей села опрос, который выявил необходимость предоставления парикмахерских услуг, доступной для данной категории граждан. Выходом из этой ситуации стало бы открытие «Социальной парикмахерской», где мастерами-парикмахерами были бы учащиеся-старшеклассники, а педагогами выступили действующие мастера-универсалы.

В рамках проекта приобретено парикмахерское оборудование и расходные материалы. Обустроены места для обучения старшеклассников основам парикмахерского искусства и дальнейшего оказания услуг. Организована серия обучающих занятий и мастер-классов для школьников по освоению нескольких видов стрижек и укладки волос. Учащимися освоены: простая стрижка на «пальцах», стрижка «Каре», стрижка «Канадка». Практические навыки ребята получали, оказывая под присмотром мастера-наставника непосредственно парикмахерские услуги пенсионерам и малообеспеченным людям.

Более 20 инвалидов и пожилых граждан смогли воспользоваться организованными услугами. Клиентами парикмахерской стали 6 ребят из малообеспеченных семей, проживающих не территории села. В общей сложности 26 человек воспользовались услугами начинающих парикмахеров. 12 учащихся старших классов приобрели первоначальные навыки парикмахерского искусства, которые, безусловно, помогут им в дальнейшей жизни и, может быть, послужат толчком к дальнейшему профессиональному самоопределению.

15. Проект «Амурские сказки»

Проект направлен на повышение уровня осведомленности детей 7-12 лет г. Николаевска-на-Амуре о творчестве дальневосточных писателей через самостоятельную творческую деятельность.

При проведении мероприятий о дальневосточных писателях в библиотеке, а также через наблюдение и опрос выявилось, что 70% младших школьников города Николаевска-на-Амуре недостаточно знают творчество дальневосточных писателей, не знают дальневосточных народных сказок, не знакомы с национальными обычаями народов Севера, которые проживают в Николаевском районе. Было опрошено 50 второклассников школы №2, из них 35 человек никогда не слышали о творчестве дальневосточных писателей, не читали их произведений. Если не приложить усилий в краеведческом просвещении, то нижнеамурские дети не будут знать ни литературу, ни историю своей малой Родины, тем самым нарушится связь поколений. Кроме того, дети любят и помнят только то, о чём знают и понимают.

В рамках проекта:

- Организована творческая группа детей 7-12 лет в количестве 20 человек.

- через различные формы творческих и просветительских мероприятий (громкие чтения, занятия по сценической речи для улучшения речи и выразительности чтения, работа с текстом: правильное прочтение текста, расстановка эмоциональных акцентов, правильная передача особенностей речи определённого персонажа, заучивание текста, репетиция с записью текста на аппаратуру, аудиозапись сказки участниками проекта и др.) дети ознакомились с произведением Лепетухина А.П. «Хехцирские сказки»;

- созданы условия для самостоятельной творческой деятельности участников проекта по произведениям дальневосточного писателя А.П. Лепетухина (мастер-классы по изо и др.).

В результате проекта появился новый формат литературного произведения – аудиокнига и открытки с QR-кодами, позволяющими усилить воздействие на детей 7-12 лет за счет использования эмоционально-образных средств передачи информации о творчестве писателя.

- Выявлены творческие, инициативные участники и организована группа чтецов и художников 7- 12 лет для работы по проекту (20 человек).

- Проведено 2 культурно-просветительских мероприятия, на которых 100% участников проекта ознакомились с творчеством дальневосточного автора А.П. Лепетухина.

- 50% участников проекта, юных чтецов приняли участие в занятиях по сценической речи и улучшили свою речь, артистизм, выразительность чтения.

- 50% участников проекта, юных художников приняли участие в рисовании иллюстраций по творчеству П.П. Лепетухина, научились лучше прорисовывать животных, передавать сюжет и характер героев.

- Сделана запись аудиокниги «Хехцирские сказки», в которой приняли участие 50 % участников проекта.

16. Проект «Хороводомания»

Проект направлен на привлечение населения от 14 до 55 лет микрорайона вблизи открытой площадки по ул. Гоголя, 27 города Николаевска-на-Амуре к полноценному, активному, здоровому досугу и укреплению местного сообщества соседей через создание соседского сообщества продвинутых хороводоводов.

Перед соседским сообществом встала проблема, как «осовременить» и актуализировать досуговую деятельность в микрорайоне, в котором расположена открытая дворовая площадка на ул. Гоголя,27. Соседский центр «ВМесте» успешно освоил методы работы с детьми и пожилыми людьми, но группы жителей среднего возраста остались без внимания.

Жители от 14 до 55 лет не участвуют в мероприятиях соседского сообщества, пассивно наблюдают за происходящим с балконов домов, проводят воскресный досуг на скамейках перед подъездами.

Проанализировав ситуацию, команда проекта пришла к выводу о необходимости расширить круг сторонников соседского сообщества – комьюнити центра «ВМесте» соседями от 14 до 55 лет, использовав новую досуговую технологию, опирающуюся на древний культовый танец – хоровод. Новая форма, необычные события, яркий реквизит, возможность каждого лично поучаствовать – путь привлечения населения микрорайона к полноценному, активному, здоровому досугу и укреплению местного сообщества соседей. Хоровод, это не только древнейший культовый танец, символизирующий вращение солнца, смену времен года, единение рода, но и эффективный командобразующий тренинг.

В феврале 2020 года началась реализация Добровольческого культурно-досугового проекта «Хороводомания. В рамках проекта создано 1 сообщество с количеством участников – 35 человек. Начали обучение технике проведения мероприятий – хороводоведов – 10 человек, хороводоводов – 25 человек. Волонтеры проекта познакомились с реквизитом, освоили первые движения хоровода, на себе попробовали фигуры, игры, принципы хоровода. Волонтеры осваивали работу с реквизитом, игротехнические приемы, получали навыки общения с участниками мероприятий.

«Хороводные выходные» были организованы в реконструированном городском сквере 31 июля 2020 года во время проведения «Гражданских смотрин», где был представлен проект и продемонстрированы его возможности.

Успех проекта был подтвержден и 19 сентября 2020 года, когда во время проведения интерактивной программы «Город дОрог», самой массовой и яркой стала площадка «Хороводомании», которая привлекла более 120 участников – с ними работали 32 волонтера проекта. По результатам анализа обратной связи от участников проекта – 96 % выразили удовлетворенность от участия в мероприятиях проекта.

17.              Проект «Творчество без границ»

Проект направлен на создание системы оказания бесплатной психокоррекционной помощи детям с ОВЗ 7-12 лет г. Николаевска-на-Амуре с привлечением методик Арт-терапии.

В Николаевском муниципальном районе за последние три года наблюдается тенденция увеличения количества детей со множественными тяжелыми нарушениями здоровья. По данным анализа деятельности управления образования администрации Николаевского муниципального района за 2017 год в 16 общеобразовательных школах Николаевского района увеличилось количество детей с ОВЗ на 31 (с 150 до 181 ребенка с ОВЗ, из них 7 детей-инвалидов: с тяжелыми нарушениями речи – 24, из них 2 ребенка-инвалида, в 2016/2017 году – 0; с задержкой психического развития – 103, из них 1 ребенок-инвалид (в 2016/2017 году – 98, из них 2 ребенка-инвалида; умственной отсталостью – 54, из них 4 ребенка-инвалида, в 2016/2017 году – 52, из них 4 ребенка-инвалида). В дошкольных образовательных учреждениях в 2017 году воспитывалось 157 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 142 ребенка с ОВЗ, 15 детей-инвалидов с ОВЗ ограниченными возможностями здоровья.

На начало 2018/2019 учебного года в общеобразовательных школах Николаевского района наблюдается увеличение количества детей с ОВЗ на 7 человек с 181, в 2017/2018 учебном году до 188 в 2018/2019.

Это связано с отсутствием в Николаевском районе организации, осуществляющей бесплатную психокоррекционную помощь детям ОВЗ 7-12 лет с привлечением методик АРТ-терапии.

В рамках проекта организовано информирование педагогической общественности города об эффективности АРТ-методик в коррекции психоэмоциональных нарушений у детей с ОВЗ. Определена группа специалистов по направлению психокоррекционной помощи по работе с детьми с ОВЗ г. Николаевска-на-Амуре средствами методик АРТ-терапии (набор группы специалистов, определение конкретных направлений психокоррекционной помощи по работе с детьми с ОВЗ города средствами методик АРТ-терапии и разработка программы психокоррекционной помощи по работе с детьми с ОВЗ города средствами методик АРТ-терапии). Далее в рамках проекта осуществлялась системная профессиональная помощь 27-ми детям с ОВЗ в возрасте 7-12 лет города средствами АРТ-терапии (организация цикла занятий с двумя группами кратковременного пребывания детей с ОВЗ).

Достигнутые результаты проекта:

·      оказана психокоррекционная помощь средствами арт-терапии детям ОВЗ в возрасте 7-12 лет (100% от общего количества детей, участвующих в проекте);

·      освоена и апробирована методика арт-терапии как средство профилактики и коррекции психоэмоциональных нарушений у детей с ОВЗ в возрасте 7-12 лет;

·      подготовлен и опубликован методический материал для педагогов по арт-терапии на сайте учреждения, на сайте проекта.

·      организована и проведена одна информационная встреча с педагогической общественностью г. Николаевска-на-Амуре;

·      оказана психокоррекционная помощь средствами арт-терапии для 27 детей с ОВЗ 7-12 лет г. Николаевска-на-Амуре;

·      проведено 5 обучающих занятий с группами кратковременного пребывания детей с ОВЗ 7-12 лет г. Николаевска-на-Амуре;

·      Разработана одна интернет – площадка для продвижения арт-методов работы с детьми с ОВЗ.

 В заключении хочется отметить, что технология проведения конкурса социальных мини-проектов АНКПО «ТОЧКА РОСТА» используется с 2016 года и зарекомендовала себя как успешная: она позволяет вовлекать инициативных граждан и начинающие НКО в решение актуальных вопросов развития территорий. Но эффективность и результативность проведения данного конкурса значительно усиливается за счет повышения качества проектов, представленных на конкурс, если сам конкурс предварять обучающими мероприятиями в формате проектных мастерских. Одновременно, повышается мотивация активистов участвовать в общественных преобразованиях через реализацию социальных проектов, на которые можно получить ресурсы.

Несколько проектов, разработанные на проектных мастерских и не ставшие победителями, были доработаны и заявлены на различные федеральные и региональные конкурсы. И даже получили поддержку. Например, проект Карповой Натальи «Чудо-керамика» (конкурс «Школа филантропии», Благотворительный фонд Владимира Потанина).

Несколько команд, сформированных в ходе проектных мастерских из местных активистов, оказались устойчивыми (например, команда проекта «Клуб английского языка «Kids love English» п. Ванино или команда проекта «Инклюзивный курс семейной куклотерапии» г. Комсомольск-на-Амуре). Возможно, на их основе будут зарегистрированы НКО.

Таким образом, практика вовлечения жителей в процесс генерирования и реализации конструктивных гражданских инициатив через проведение конкурса мини-проектов дает синергетический эффект. Конкурс, усиленный обучающим мероприятием, готовился и проводился совместно с муниципальными ресурсными центрами, работающими в территории. Они же были привлечены к сопровождению реализации проектов-победителей. Эта включенность МРЦ в грантмейкинг повысила их авторитет в местном сообществе, а также позволила передать им технологию «из рук в руки». Уже сейчас данная технология успешно используется Общественной организацией Хабаровского края Центр общественных инициатив «Нижнеамурье» в рамках проекта, поддержанного в 2020 году Фондом президентских грантов.

Отчет подготовлен Н.Г. Ляшко,
директором АНКПО «ТОЧКА РОСТА»